Узлы крепления
Компания ООО ПутьСтройКомплект представляет Вашему вниманию виды узлов железнодорожного крепления:
По назначению выделяют стыковые и промежуточные рельсовые скрепления:
- Стыковые соединяют рельсовые звенья между собой. Это металлические накладки с отверстиями для болтов, которыми крепят два состыкованных рельса.
- Промежуточные фиксируют рельсы на шпалах. Есть несколько типов таких скреплений:
Нераздельные — рельсы фиксируются к шпале вместе с подкладкой. Такие скрепления предназначены для надёжного соединения рельсов с подрельсовым основанием и обеспечения электроизоляции между рельсовыми нитями на участках с автоблокировкой и электротягой.
Нераздельные рельсовые скрепления работают благодаря упругой связи элементов скреплений с рельсами, подрельсовыми опорами и друг с другом с заданным натяжением.
Это необходимо для нормальной работы скреплений, предотвращения неупругих колебаний элементов и связанных с этим расстройств узлов скреплений.
Кроме того, нераздельные рельсовые скрепления помогают поддерживать геометрию железнодорожного пути — ширину колеи, единый уровень по высоте, параллельность и вертикальность рельсов, предотвращая их наклон и опрокидывание
Некоторые типы нераздельных рельсовых скреплений:
-КБ-65. Металлоконструкция прижимается парой жёстких клемм и фиксируется закладными болтами. Есть две подкладки: плоская металлическая на специальной площадке и упругая резиновая, контактирующая с бетоном.
-ЖБР-65П. Скрепление с пружинными прутковыми держателями и стальной прослойкой, которая надёжно стабилизирует ширину полотна. Для электроизоляции используется пластмассовый пустотообразователь.
-ЖБР-65Ш. Скрепление с шурупами, ввинчиваемыми в дюбели и играющими роль прижимателей. Главный плюс такого типа скрепления — отсутствие лишних деталей, которые приходилось бы периодически докручивать.
-АРС. Анкерное соединение, востребованное на магистральных линиях, при высоких скоростях движения транспорта. Отличается надёжностью, малой материалоёмкостью, простотой сборки, но плохо себя показывает на кривых участках.
- Раздельные — рельс прикрепляется к подкладке клеммами, а затем подкладка присоединяется к шпалам с помощью болтов либо шурупов.
Раздельные промежуточные рельсовые скрепления — это конструкции, в которых рельс к подкладке и подкладка к шпале прикрепляются разными прикрепителями.
Один из примеров — скрепление КД. В нём рельс прижимается к подкладке двумя клеммами, а подкладка к шпале — четырьмя шурупами. Прижатие клеммы обеспечивает болт с гайкой и шайбой. Под подошву рельса укладывают упругую прокладку.
Некоторые достоинства раздельных скреплений:
-отсутствие вибрации подкладки, что увеличивает сроки службы шпал;
-сильное прижатие рельсов к подкладкам, что обеспечивает достаточное сопротивление угону пути;
-возможность смены рельсов без вывинчивания шурупов.
Некоторые недостатки:
-большое количество деталей;
-быстрое ослабление натяжения клеммных болтов, что вызывает их постоянное подтягивание.
Раздельные промежуточные рельсовые скрепления используются на железнодорожных путях с деревянными шпалами.
- Смешанные — рельс одновременно с подкладкой крепится к шпале, но и подкладку дополнительно прикрепляют к шпале.
Смешанное промежуточное рельсовое скрепление — это конструкция, в которой рельс через подкладку соединяется с опорой, а подкладка, кроме того, самостоятельно прикрепляется к опоре.
Особенности смешанного скрепления:
- подходит для рельсов типа Р43, 50, 65 и 75;
- требует мало деталей;
- снижает вибрацию подкладок.
Один из примеров смешанного скрепления — подкладочное костыльное скрепление смешанного типа ДО, которое распространено на отечественных дорогах для деревянных шпал.
Существенный недостаток смешанного скрепления — повышается вероятность угона пути при возрастающей грузонапряжённости. Поэтому на участках с повышенной проходимостью обычно используют раздельный метод
Выделяют следующие типы смешанных скреплений: «Пендрол», «Дельта», «Хайбек», «Эвэм» и другие
По виду крепежа выделяют следующие виды узлов железнодорожного крепления:
- Болтовые (КБ, ЖБ, БП). Универсальный и недорогой крепёж, который нужно постоянно обслуживать из-за высоких вибраций и раскручивания болтовых соединений при движении подвижного состава.

- Анкерные (АРС). Надежный тип скреплений, который используют в тяжеловесных железнодорожных путях. Единственный недостаток — быстрое истирание прижимного элемента, который нужно периодически менять.
- Шурупно-дюбельные (ЖБР и К2). Состоит из стержня с резьбой и головкой шестигранной или квадратной формы.
По характеру крепежа различают следующие виды узлов железнодорожного крепления:
- Жёсткие (К2 и КБ). Надежно скрепляют рельсы со шпальной решёткой, однако из-за большой силы трения при прохождении подвижного состава контактная поверхность быстро стирается.
- Пластинчатые упругие (ЖБР и ЖБ). Снижают вибрационную нагрузку с рельс и соединений на шпальную решётку с балластом.
- Прутковые упругие (АРС). Используются практически на всех типах железнодорожных полотен, обеспечивают высокую скорость подвижного состава, надёжно поддерживают стабильность ширины колеи.
Крановые узлы крепления Рельс

Узел КД
